12ноября для воспитателей Новоамвросиевского МДОУ был проведен «Мастер-класс» на тему: «Ум ребенка на кончиках пальцев». Цель мастер-класса - помочь воспитателям осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики у дошкольников.
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают стать ему более самостоятельным и уверенным в себе.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Дмитрук Л.Н., заведующая психолого-медико-педагогической консультацией, рассказала воспитателям о том, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с раннего возраста. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики:
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Рисование или раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, яичной скорлупы и других доступных материалов.
- Конструирование.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
- Завинчивание и развинчивание крышек банок, бутылок, пузырьков и т. д.
- Нанизывание бус и пуговиц, макаронных изделий. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать, найти в крупе спрятавшуюся игрушку.
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
- Игры с счетными палочками: построить дом, заборчик с учетом цвета и размера палочек.
Консультант ПМПК Дядиченко О.Н. познакомила педагогов дошкольного учреждения с Су-джок терапией. Это массаж кистей рук колючим шариком, специальным кольцом. Су-джок – отличное средство развития способностей ребенка, которое разнообразит занятия, делая их необычными и увлекательными. Показала игры с прищепками, которые прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка и способствуют координации движения рук, а также игры-шнуровки, которые использует в своей работе с детьми.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
Педагоги , участники мастер-класса, отметили ,что познакомились с интересной и нужной информацией, которую будут использовать в своей работе с детьми.
|